На что обратить внимание при анализе юзабилити

Способы проведения аудита юзабилити сайта

Юзабилити - параметр, которым определяют то, насколько удобно посетителю пользоваться сайтом. Если пользователь с легкостью выполняет необходимые ему действия на сайте (поиск информации, оформление заказа и прочее), то уровень юзабилити в этом случае считается высоким. Как следствие, повышается вероятность того, что посетитель совершит целевое действие - позвонит в компанию, зарегистрируется на сайте, совершит покупку.

Аудит юзабилити - тестирование, которое позволяет выявить неудобства для пользователя и устранить их. Далее расскажем ключевые моменты в проведении аудита.

Когда нужен аудит юзабилити сайта?

Наиболее распространенные ситуации, когда услуга аудита юзабилити необходима:

  1. Низкие показатели глубины просмотра: пользователь посещает не более 1-2 веб-страниц сайта.
  2. Большое количество отказов: пользователь просматривает максимум одну страницу и очень быстро, в среднем не более 15 секунд.
  3. Плохая конверсия: из всех посетителей сайта целевое действие совершает очень мало людей.
  4. Пользователи жалуются на трудности с поиском информации.
  5. Интерфейс сайта в целом неудобный, а структура веб-страниц слишком сложная и запутанная.

Алгоритм проведения аудита юзабилити веб-сайта

  1. Сначала анализируют посадочные (целевые) страницы сайта - те, на которые пользователи попадают в первую очередь путем перехода по ссылке из рекламных объявлений. Для анализа используются специальные инструменты, позволяющие собрать и систематизировать данные по трафику, а именно:
    • Яндекс.Метрика - анализирует поведение пользователей на каждой веб-странице.
    • Google.Analytics дает возможности применить фильтры к собранной информации для более детального ее изучения.
  2. После этого изучают карту скроллинга и кликов.
  3. Тестируют поведение пользователя путем использования сервиса Вебвизор. Он позволяет просмотреть весь процесс посещения клиентом сайта в режиме видео.
  4. Среди пользователей, посетивших сайт, проводят опрос, нацеленные на сбор подробных отзывов и комментариев об удобстве использования.
  5. Анализируют дизайн веб-страниц. Важное значение имеет то, как элементы сайта расположены относительно друг друга.

Общие рекомендации по дизайну и оформлению:

  • Название веб-страницы и ее содержание должны быть идентичными.
  • В шапке сайта нужно разместить название компании, магазина, сайта и логотип, если он есть.
  • Пользователю должно быть сразу понятно, какой тематике посвящен сайт и какое направление деятельности и компании.
  • Если пользователь переходит на веб-страницу по ссылке из рекламы, на самой странице он должен увидеть ту же информацию, что и в объявлении. В идеале, оформление и цветовая гамма тоже должны совпадать.
  • Меню сайта необходимо сделать видимым: разместить в "первом экране".
  • Контактные данные тоже должны быть видимыми и понятными. Их размещают в "первом экране", а если это невозможно по техническим причинам, необходимо выделить для них видное место.
  • В случае наличия акций, специальных предложений и условий, информацию о них нужно указывать либо под левым меню, либо в "первом экране". Это нужно для того, чтобы у пользователя цеплялось внимание за нее. Чтобы определить, какая часть веб-страниц лучше всего подходит для размещения такой информации, необходимо провести предварительное А-В тестирование.
  • Желательно оставить кнопки на страницы и паблики компании в социальных сетях.

Общие рекомендации по шрифтам:

  • Нужно убедиться, что шрифт на веб-страницы крупный достаточно для удобства чтения. Кроме этого, важно наличие в тексте отступов и абзацев нормального размера.
  • Сочетание цвета фона страницы и цвета шрифта должно быть гармоничным. Идеальным будет контраст: белый фон и черные буквы на нем. Если цвет текста мешает восприятию или плохо сочетается с фоном, нужно это исправить.
  • Размер шрифта для заголовков, подзаголовков и основного текста отличается. Шрифт для заголовка должен быть самым крупным, для подзаголовка - немного меньше, для основного текста - еще меньше.
  • Текст должен быть разбавлен графическими и визуальными элементами: таблицами, диаграммами, нумерованными и/или маркированными списками, изображениями. Это облегчает восприятие информации.

Общие рекомендации по изображениям:

  • Используемые на веб-страницах сайта изображения должны иметь высокое разрешение.
  • Если пользователю важно увидеть все детали на фото, желательно ввести функцию увеличения изображения в случае ее отсутствия.
  • В интернет-магазинах и интернет-каталогах необходимо размещать по несколько фотографией одного товара.
  • Нужно добавлять водяные знаки на фотографии: это предотвратит кражу изображений злоумышленниками и конкурентами.

6. На следующем этапе проводят анализ структуры сайта. Сначала нужно проверить наличие в меню всех важных подразделов, среди которых:

  • Веб-страница с контактными данными.
  • Веб-страница с прайс-листом при его наличии.
  • Понятый каталог с товарами (при их наличии).
  • Веб-страница, на которой размещены отзывы клиентов, если они есть.

После этого необходимо убедиться, что на сайте нет двух одинаковых или очень похожих по контенту или функциям веб-страниц, иначе пользователей это может запутать.

Следующий шаг - анализ глубины вложенности каждой веб-страницы. Желательно, чтобы каждый подраздел меню сайта находился максимум в трех кликах от главной страницы.

7. Тестирование блоков сайта с продающей информацией включает проверку наличия всех важных элементов, которые направлены на увеличение конверсии. К продающим блокам относятся:

  • Таймер, который отсчитывает время в обратном порядке.
  • Раздел с описанием уникального торгового предложения (УТП): выгоды и особенности сотрудничества именно с этой компанией или преимущества покупки именно в этом магазине.
  • Понятная схема сотрудничества.
  • Отзывы других клиентов.
  • Успешные кейсы и портфолио.
  • Перечень достижений компании.
  • Убедительные и понятные гарантии.
  • Перечень компаний-партнеров или клиентов с известными именами.

Все вышеперечисленные рекомендации направлены на то, чтобы поднять уровень юзабилити сайта. Если аудит был проведен должным образом, и по его результатам были предприняты грамотные меры, с большой долей вероятности уровень конверсии тоже возрастет. Это будет заметно после сравнения параметров посещаемости и конверсии до и после аудита и изменений.